Как стать журналистом

Это просто. Для этого даже не надо знать родную речь и уметь на ней письменно или хотя бы устно изъясняться. Для этого существует презираемая, хотя и достойная профессия филологов, которые иногда становятся редакторами, но практически никогда - главными. Впрочем, филологи умеют писать и крайне редко говорить правильно, но правильно - не значит хорошо.

Итак, самоучитель журналистского мастерства


Для того, чтобы стать журналистом, необходимо оказаться в нужное время, в нужном месте с готовым текстом. Такие финты нужно проделывать не каждый день, но в первый раз - это необходимо. Как присяга в армии. Допустим, ты испек текст про любимую игрушку (мягкую, твердую, живую, виртуальную, нужное подчеркнуть) и считаешь его гениальным. Самое смешное, что так и есть: никто лучше тебя не опишет оторванное ухо любимого медведя или обнаженный профиль подруги. Конечно, про подругу еще кто-нибудь может написать, но у него мотивации не будет, исключая случаи, если твоя подруга - известная личность, или доказано сожительствовала с известной личностью. С текстом про подругу тебя гарантировано не пустят в женские журналы, ты точно не попадешь в мужские (там куча мужиков и у каждого - куча подруг), может быть, у тебя будет шанс просочиться на развлекательный сайт (если добавишь иллюстраций). Значит, тема нужна поглобальнее.
Темы бывают двух сортов: это те, где ты хоть что-то соображаешь, и модные. С модными темами стоит быть поосторожнее: там все соображают, тем более, что кухонного уровня понимания хватает (не забывай, читать будут такие же, только еще менее...). Так что, политику, искусство, секс и мобильную связь не трогай. Потому что всегда найдется некто в той же редакции, кто напишет об этом лучше тебя. Правда из модных еще остаются электронная коммерция, кибер-банкинг, онлайновая торговля и биометрическая идентификация, но тут тебя не поймет редактор: у него популярный журнал, а не вестник Академии Наук. Кстати, туда тебя тоже не возьмут: для них ты - дилетант.
Лучше взяться за то, в чем спецов мало, а спрос - есть. Соображаешь в холодильниках - смело о них, родимых. Устрой им креш-тест, и какой-нибудь "Спрос" или "Потребитель" будет тебя на руках носить. Правда, через это ты можешь обречь себя на репутацию спеца по холодильникам, но первая задача будет решена: ты в игре.
Теперь задача номер два; переползти туда, где публикуют регулярно, и денег дают много. Тут возможны два пути: продолжать специализироваться на холодильниках или пытаться сменить тему.
Допустим, холодильники тебя не отпускают. Так бывает, если на тему высок спрос, но она не относится к модным. Если найдешь журнал вроде "Холодильная промышленность", то, считай, ты поймал перо жар-птицы, а может, и несколько перьев. Если же нет, цепляйся за популярные издания. Можно даже в какой-нибудь очень страшной газете написать про маньяка, который поливал свои жертвы жидким азотом, и прокомментировать. Но это не добавляет репутации, ну а насчет кошелька - ничего не могу сказать.
Зато через некоторое время у тебя есть шанс начать специализироваться на бытовой технике. И когда рекламный отдел в знакомом тебе журнале нароет размещение имиджевой статьи от какого-нибудь гиганта индустрии быта, то ты должен в этот момент оказаться в поле зрения доброго и обязательно не похмельного редактора, и сказать ему, что, мол есть у тебя текст (текста может и не быть на момент разговора, это вам не Дикий Запад, где чуть что: "Покажи наличные") про холодильник необходимой марки или про плиту. Десять к одному, что следующую ночь ты его будешь писать, зато с утра гордо вручишь. Естественно, о контракте ты должен знать заранее. А как, это уже на местности определяйся. Кстати, очень часто в рекламных отделах работают милые, а иногда и красивые женщины, которым надо почаще улыбаться (© Мама крошки Енота). И тогда наверняка..., ну а дальше ты все знаешь.
Естественно, это будет замечено потребителем (не путать с читателем, он все равно эту муть читать не будет) и в случае, если ты ему глянешься, то попадешь в его заветные журналистские списки. А место в этом списке даст тебе массу возможностей, помимо тех, что ты уже имеешь.
Итак, с грехом пополам, ты в обойме. Твоя фамилия заняла почетную предпоследнюю строчку в безразмерной электронной таблице. Теперь ты будешь первым узнавать обо всех новинках, выпускаемых этим гигантом. Ты будешь зван на все его презентации, будешь получать плезиры (приятности, подарки, кому как больше нравится), вроде одежды, канцтоваров и кухонной утвари, а если сумеешь наладить отношения с PR-менеджером (в большинстве, как и в рекламных отделах - красивые женщины), и много и хорошо писать о холодильниках, то, возможно, поедешь в пресс-тур, на какой-нибудь передовой завод или на экскурсию в штаб-квартиру. Но это вряд ли.
Пока ты читал этот текст, в твоей карьере пронеслось около года. Если ты связался с ежемесячным изданием, твои публикации регулярны, а редактор правит тебя все меньше и меньше, то значит, ты почти состоялся в профессии. Уже умеешь писать, знаешь как тебя будут редактировать, стараешься не замечать, как из текста выносится самое вкусное (ты же не для себя пишешь, а вы с редактором вдвоем, как на конвейере: чтобы ему получить зарплату, а тебе - гонорар, ты обязан написать, он поправить, а все вместе - выпустить продукт) и, главное, создал себе репутацию.

Теперь - подводные камни и прочие опасности


Журналист - хорошая профессия, но до первого PR-менеджера.
Сразу стоит запомнить, а особо забывчивым - записать, что эти персонажи бывают двух типов: работники агентств и сотрудники компаний. Естественно, лучше всего дружить и с теми и с другими, но... Не все так просто.
Работник агентства, особенно тот с которым ты непосредственно контактируешь, скорее всего находится в самом низу служебной лестницы. В крупном агентстве над ним еще полдесятка начальства и каждый требует результата. А результат один - тексты, напечатанные в органе, который ты представляешь. Там тоже много красивых женщин, но в довесок к красоте у них часто бывает резкий голос, стальная воля и тяжелый характер. Они не виноваты - таковы правила игры. Подобные мероприятия проходят в рамках рекламных компаний и щедро оплачиваются заказчиком. И заказчик за свои деньги требует отчета. И всегда бывает им неудовлетворен. Поэтому у девушек портится характер, грубеет лексикон и развиваются вредные привычки.
От них больше всего достает газетчикам ежедневным: событие должно быть освещено немедленно и поярче. Еженедельникам попроще, а вот если ты работаешь в ежемесячном журнале... тогда... Твоя информация выходит после составления отчета, и в результате ты можешь даже не сильно напрягаться. Свою кружку пива ты получишь.
Совсем другое дело - PR-менеджеры компаний. С ними все проще. Там тоже работают милые, общительные и приятные люди, только начальства у них мало и у начальства нет вечно неудовлетворенного клиента. Там, правда, другая опасность: списки журналистов не столь велики, зато до безобразия адресны. В таком списке ты находишься в компании из максимум сотни коллег и с каждым у менеджера личный контакт. Твоя активность - как на ладони.
Поэтому, если с агентствами еще можно играть в прятки или в догонялки, то с этими людьми лучше дружить. Помни, что твоим материалам не всегда будет "зеленая улица" (точнее, никогда не будет, если только ты не главный редактор), поэтому надо быть честным.
Если что написал по результатам презентации, не поленись, зайди в гости, занеси опубликованное. Следующий невыход тебе простят. Поленился написать, отпиши, мол выйдет материал позже. Скорее всего, встретишь понимание, т.к. менеджер тоже журналист и весь твой путь уже прошел. Кстати, в агентствах менеджеры- журналисты нечасто попадаются, а вот на фирмах - наоборот.
А уж грамотность, стиль и все остальное... либо есть, либо нет. Поэтому, чтобы по результатам первой ночи (не путать с брачной) у тебя не получился текст вроде: "У меня дома есть холодильник. Он большой и белый. В него мама кладет вкусные вещи и мороженное. А зовут его Бош. (Ну Бош, это так, к слову пришлось. У меня такой.)" ты просто обязан расти над собой. Не помешает все-таки выучиться грамотно писать. Не забывай, редактору тебя править, и в какой-то момент ему просто надоест в очередной раз избавлять твою нетленку от всяких корявостей. Также ты должен быть узнаваем читателем, т.е. иметь свой собственный стиль, который должен быть приятен в восприятии. Не помешает много читать книг, и не детективы Алефтины Семирядовой (Слепой против глухонемого: битва в инвалидных колясках), а более достойные произведения.

Десерт: приятности и радости профессии


Приятностей в этой профессии много: конечно, не монтажник-высотник, но тоже кое-что. Помимо насыщенной и интересной жизни (журналист желанный гость на многих вечеринках, при некоторой собственной наглости и известности органа, могут и выпивку халявную подогнать и накормить), массы знакомств с интересными людьми, есть такая приятная часть, как гонорары. Мало где их выплачивают регулярно, но рано или поздно ты свое получаешь.
И вторая приятность: удовлетворенное тщеславие, когда твой текст расходится многотысячным тиражом под обложкой популярного печатного органа.
И наконец: журналист нужен читателю. Читатель ровняет себя по печатному слову, он ему верит, и все твои слова будут для него. Помни это, когда собираешься что-то написать. И тогда тебе улыбнется удача, и на очередной презентации ты будешь гордо нести на груди карточку со своей фамилией. В твоей руке будет кружка пива, в другой мешок с подарками, а в душе будет счастье. Но всем этим ты обязан читателю, ибо только он и есть универсальное мерило твоего труда.
Hosted by uCoz