Сказки любят все, или почти все. В раннем детстве нас не спрашивают, и поэтому Белоснежка, Маша со своим таежным сожителем, Красная Шапочка, Снежная Королева и многие другие в меру мифические персонажи заселяют нашу голову.
Пока в сказках взаимодействуют звери, все вроде бы понятно: мораль лежит на поверхности, но стоит начать поднимать тему отношений человека с животным миром - вмиг помимо морали возникает и человеческий подтекст. И здесь уже есть где разгуляться психоанализу, тем более, что его основоположник Фрейд утверждал, что коллективное бессознательное всплывает на поверхность именно в фольклоре. Пословицы, поговорки и прочие фразеологизмы копать не будем, хотя глубинный смысл различий между "пошел на…" и "иди в…" очень занимает филологов. Сказки - понятнее, и не только потому, что мы их воспринимаем в детстве, но в сказке обычно описывается длящаяся история, что в одну фразу вроде "не плюй в колодец" не поместится.
Великий психоаналитик, основоположник сценарного анализа Эрих Берн раскопал у женщин невроз, и назвал его именем всенародно любимой Красной Шапочки (За подробностями - в первоисточник: Эрих Берн. "Люди которые играют в игры"). Волк в его изложении оказался совратилелем КШ, а сама КШ - легкомысленной девицей в поисках приключений. Ну а то, что сначала он умял жесткую, престарелую и наверняка невкусную бабушку, так надо же было как-то подобраться к КШ. Расплата, правда, наступила быстро, и была жестокой (Вот что ждет любого европедофила, сказка то родом из Европы). Еще один немаловажный момент: почему Волк, лесной житель, не знал, где живет бабушка. Он и пошел к ней в расчете на встречу там с еще несовершеннолетней, но уже половозрелой девицей. Тот же Берн, правда, выводит Волка пострадавшим, мать - циничной особой, бабушку - молодящейся искательницей приключений. В общем, роздал всем сестрам по серьгам. Вспомним "Лолиту": там Гумберт женился на матери, но тяготел к дочери. Потом мать погибла, что сильно облегчило ему жизнь. Иначе пришлось бы убивать, что было совсем не в правилах цивилизованного Набокова.
Очень уж все это напоминает поведение некоторых старших родственников, по отношению к молодому поколению, причем частенько в этой роли выступают дядья и друзья семьи. Да и статистика говорит о том же: многие расстаются с невинностью в кругу семьи, что нормально в животном мире, но пока антиобщественно среди людей.
Вот тут и выходит на сцену случайно проходивший мимо охотник (лесник). Заметьте, не мать подняла тревогу, а некая третья сила, следящая за порядком в лесу. Возможно, конечно, что он был любовником бабушки, но это уж очень вольное допущение. Скорее, этот лесник - обезличенное общественное сознание.
Следующий пациент - Маша и медведь. Кто когда задумывался, куда делись родители этой Маши (а заодно и родители Внучки из репки). Но в сказке их нет, и не потому, что им в сюжете места не нашлось. Действительно, в случае наличия физически развитого Сына (или Зятя) в той же Репке, смысл привлечения представителей фауны (Жучка, Кошка и Мышка) уже неочевиден. И мораль уже другая. Кстати, как же Дед обходится в своем огородничестве без лопаты? Ведь если репа такая большая, ее можно обкопать и выдернуть с заметно меньшими усилиями. Или Дед не искал легких путей. Но вернемся к непутевой Маше.
Как и КШ она отправилась в лес с некоей благой целью (по грибы). Как и КШ, она отвлеклась и заблудилась, но если Маша оторвалась от коллектива, то КШ пошла в лес одна, хотя тоже по делу. Все равно, обе в лесу оказались в одиночестве. В общем, они одного поля ягоды, но дальше их судьба выглядит совсем по-разному. Маша добровольно сунулась в медвежью избушку (возможно, дорогу спросить), ну а потом пришел хозяин тайги, вмиг приставивший ее к делу: дом вести. Здесь картина немного другая, хотя тоже легко объяснимая посредством психоанализа. Дочь, и это доказано, тяготеет либо к типу отца, либо к антиотцу. Медведь, судя по всему, антиотец. Сам ее папаша, наверное, в городе на заработках, а она, наоборот, пошла к лесному жителю. Или папаша спился, или ушел на войну, но медведь всегда анти - пацифист и трезвенник. Потом Маше это надоело, а старик ее не отпускает. Пришлось пойти на хитрость, причем она действовала в одиночку, без помощи извне. Так она и спаслась, чтобы уйти потом к другому медведю.
Аналогичная история - и в сказке "Снежная Королева". На поверхности лежит тот факт, что зрелая Начальница Полюса заинтересовалась Каем не с целью склейки зеркала. В конце концов, девочки гораздо усидчивее и аккуратнее, и Герда собрала бы зеркало быстрее. Но ориентация у дамы нормальная, потому-то Кай и оказался главным кандидатом. Ну а Герду обуяла ревность, и здесь молодость и невинность победили опыт.
К тому же, у Герды было простое человеческое чувство, чего отмороженная Королева была напрочь лишена. Все как у людей: зрелые тетушки совращают подростков с целью потехи. Герда, правда, оказывается в выигрыше: Кай набрался со старухой опыта.
Еще стоит вспомнить, что Герде, в ее борьбе за правое дело помогали многочисленные старухи и олень. Образ оленя вообще выглядит органично: в стремлении к обретению своей любви Герда вступает в альянс с крупным рогатым скотом, спася его от другой девицы, которая не разглядела в олене друга, и рога его становятся особым символом.
Немного особняком стоит сказочка про Белоснежку и семерых гномов. Гномы, если верить мифологии, невелики ростом. К тому же, никто не слышал о гномах женского рода потому непонятно, как они размножаются. Не делением же, вроде, не инфузории. Сказка скорее напоминает попадание нимфоманки благородного происхождения в казарму военных строителей. И тут у нее богатый выбор - от юного Простака до Ворчуна. По хозяйству правда, приходится шуршать для всех, а вопрос возможного сожительства в повествовании не освещается. А какую Белоснежку нарисовал Дисней! Ей юбку покороче, и готовая Лолита. И толпа ухажеров вокруг. Гномы, правда, но на безрыбье…
Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Помимо многочисленных соперников в борьбе за свое счастье стоит помнить и про образы Волка, Медведя и прочей живности, которые бродят в сумерках коллективного бессознательного.